ФЭНДОМ

БИОСФЕРА (от греч. bios — жизнь и sphaira — шар), одна из оболочек (сфер) Земли, состав, структура и энергетика к-рой обусловлены гл. обр. деятельностью живых организмов. Понятие «Б.» близко понятию географическая оболочка. Охватывает приземную часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, к-рые взаимосвязаны сложными биохимич. циклами миграции вещества и энергии. Верхняя граница Б. проходит в атмосфере на высоте до 30 км, нижняя — на суше на глубине до 4—5 км от поверхности земной коры, в Мировом океане — до дна самых глубоких впадин. Общее учение о Б., как об активной оболочке Земли, где совокупная деятельность живых организмов и человека проявляется как геохимич. фактор планетарного значения, создано В. И. Вернадским (1926). В Б. (по Вернадскому) можно различить 7 разнообразных, но взаимосвязанных типов веществ: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество, радиоактивное вещество, рассеянные атомы, вещество космич. происхождения. Возникновение и существование Б. является принципиально важным историческим этапом эволюции Земли как планеты. Осн. функция Б.— использование солнечной энергии фотосинтезирующими организмами и биологич, круговорот вещества и энергии, к-рый обеспечивает динамику всех жизненных процессов. Эти процессы состоят из трёх главных этапов: создания в результате фотосинтеза органич. вещества первичной продукции, превращения первичной (растительной) продукции во вторичную (животную), разрушения первичной и вторичной биологич. продукции гл. обр. микроорганизмами. Живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны, и взаимодействуют друг с другом, образуя динамич. системы глобального, регионального и локального уровней. В региональных и локальных системах выделяют такие структурные единицы Б., как биомы, биогеоценозы (экосистемы), природные зоны на равнинах и высотные (вертикальные) природные пояса в горах. Б. мозаична по структуре и составу, отражает геохнмич. и геофизич. неоднородность лика Земли (материки и океаны, природные зоны и пояса, равнины и горы и т. д.) и неравномерность в распределении живого вещества. Биомасса Земли составляет 1841 • 10)9 т сухого вещества и неизмеримо мала по сравнению, с массой Земли (ок. 6 • 10)27 т). Максимальная плотность живого вещества (св. 90% общей биомассы) отмечается на суше, гл. обр. в тропич. лесах (до 500 т/га); минимальная — в высокогорьях, пустынях, и полярных областях; в пределах гидросферы биомасса концентрируется гл. обр. в поверхностном (планктонном) слое зоны мор. мелководья. Живое вещество Б. выполняет различные биогеохимич. функции. Усиливающийся на Б. антропогенный пресс, широкое включение в её состав продуктов техносферы и т. п. стимулируют переход Б. в качественно новое состояние — ноосферу. Охрана Б. представляет собой систему мероприятий (в т. ч. создание мониторинга, организация биосферных заповедников и т. п.), направленных на сохранение организмов и биогеоценозов. Термин «Б.» ввёл австр. геолог Э. Зюсс (1875).

                                                      Источник: Географический Энциклопедический словарь

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики